Всемирный день безопасности пациентов
17.09.2023
Современный пациент - активный участник процесса лечения. Партнерские отношения с пациентами при оказании медицинской помощи обеспечивают более высокие показатели безопасности и удовлетворенности и формируют качественную систему здравоохранения.
Вовлечение пациентов в процесс обеспечения безопасного оказания медицинской помощи стало основной темой для Всемирного дня безопасности пациентов в 2023 году. В основу проведения Всемирного дня безопасности пациентов заложен основополагающий принцип медицины – прежде всего, не навреди.
Для информационной кампании был выбран следующий лозунг: «Поощряйте пациентов высказывать свое мнение!» В этом лозунге звучит призыв ко всем заинтересованным сторонам об изменении парадигмы восприятия роли пациента в процессе лечения, о необходимости реализации принципа ориентации на нужды пациента путем перехода от принятия медицинских решений «за пациентов» к организации помощи «вместе с пациентами». ВОЗ призывает сделать все необходимое для того, чтобы пациенты участвовали в выработке политики, были представлены в структурах управления, привлекались к совместной разработке стратегий по обеспечению безопасности и становились активными партнерами медицинских работников при оказании медицинской помощи.
Зачем вовлекать пациентов и членов их семей в процесс лечения?
1. Это справедливо.
Партнерство с пациентом и его семьей свидетельствует об уважении, о том что их идеи ценятся, а их опыт дает им возможность играть активную роль в лечении. Привлечение пациентов и членов их семей в качестве партнеров для обсуждения лечения и реабилитации позволяет повысить уровень качества и безопасности оказываемой медицинской помощи. «Ничего обо мне без меня» - выражает эту ценность.
2. Это безопасно.
Как уважаемые партнеры, пациенты и их семьи могут улучшить качество и безопасность своего лечения. Пациенты являются источником ценной информации и должны быть интегрированы в процессы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности, так как: пациенты знают свои симптомы и свою реакцию на лечение лучше, чем кто-либо другой, пациенты очень заинтересованы в позитивном исходе лечения, вопросы и активное участие пациентов позволяют ничего не упустить и добиться поставленных целей при лечении, профилактике и реабилитации.
3. Это стандартизация.
При разработке стандартов в целях оказания более безопасной и высококачественной медицинской помощи следует привлекать пациентов, т.к. именно они обладают фактическими данными и опытом в получении медицинской помощи, позволяют разрабатывать подходы более ориентированные на пациентов, обеспечивая учет всех точек зрения для формирования наиболее объективных и результативных практик и технологий осуществления медицинской деятельности.
4. Это позволяет использовать инновационные решения.
Пациенты предлагают уникальный взгляд на решения о собственном здоровье и лечении, на совместную разработку процессов или на более важные политические решения, формирующие систему здравоохранения, так как в конечном итоге принимаемые решения направлены на пациентов. Пациенты являются экспертами в области ухода за собой и являются опытными пользователями системы здравоохранения. Вовлеченные пациенты лучше понимают и знают больше об уходе за ними, что ведет к совершенствованию уровня медицинского обслуживания, повышению эффективности использования ресурсов. Участие пациентов в группах или комитетах по анализу нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности позволяет увидеть иную точку зрения на рутинные процессы.
Вовлечение пациентов и членов их семей является одной из основных стратегий по устранению предотвратимого вреда в сфере здравоохранения.